По данным Министерства внутренних дел РФ, с января по июль текущего года уровень киберпреступности в стране снизился на 8%. Такого результата добились благодаря системной работе правоохранительных органов, в том числе профилактической.
Пока одни схемы обмана, такие как «Звонок из полиции», «Мама, я попал в ДТП», «Опасный вирус», «Победа в лотерее» и прочие уходят в прошлое, появляются другие – еще более хитрые, искусные и, на первый взгляд, прозрачные. Последней «новинкой» в сфере телефонного мошенничества являются звонки от лжеоператоров сотовой связи.
Мошенники звонят жертвам, представляются сотрудниками службы поддержки оператора и пугают абонента, например, что заблокируют номер телефона. Для его сохранения человеку предлагают набрать определенную комбинацию цифр, которую диктует «сотрудник». Набор этих цифр подключает переадресацию звонков и смс, в том числе с кодами от банков, на номера обманщиков. Таким образом мошенники получают возможность управлять банковскими счетами дистанционно и красть деньги. А с помощью полученных паспортных данных на имя жертвы мошенники могут оформить кредит или фирму-однодневку. Также украденная информация может быть использована ими для шантажа и регистрации на различных сервисах.
По данным пресс-службы ГУ МВД России по Челябинской области, с начала года в регионе совершено почти 6400 киберпреступлений. Ущерб, причиненный гражданам, составил более 800 миллионов рублей.
- Схемы телефонных мошенников постоянно меняются. Чтобы «втереться» в доверие и «выудить» у человека нужную информацию, злоумышленники способны на многое. К примеру, они звонят с подменных номеров, которые высвечиваются как совершенно безобидные или даже короткие. Те, кто представляются сотовыми операторами, сразу же стараются напугать человека. Они могут сообщить, что номер абонента будет заблокирован или ему подключена бесполезная услуга за какие-нибудь огромные деньги. К примеру, переадресация за 270 рублей в день. Или говорят, что стоимость тарифа возросла, но есть отличное предложение по меньшей цене. То есть мошенники всегда сначала шокируют человека, выводят его из равновесия, а потом предлагают ему «спасение», – рассказала начальник отдела информации и общественных связей ГУ МВД России по Челябинской области, подполковник внутренней службы Елена Епимахова.
Чтобы предупредить киберпреступления и телефонное мошенничество, гражданам необходимо знать тактику преступников и как реагировать в таких ситуациях. Так, сотовый оператор «Билайн» предупреждает: во время разговора с кем бы то ни было ни в коем случае нельзя набирать комбинацию цифр, которую диктуют «сотрудники». Не стоит также называть свои паспортные данные и перезванивать на номер, с которого поступил звонок.